Снежные просторы - одна из самых последних стихий, которые научился покорять человек, после того как освоил землю, моря, подводные глубины, воздушное пространство и даже космос.
 |
Первый снегоболотоход-самоделка |
 |
Первый снегоболотоход, получивший лицензию - Нара-1 |
Первый шаг к покорению снега был проделан в начале ХХ века благодаря существованию авиации. Это были аэросани - на сани устанавливался авиационный двигатель и пропеллер. Поначалу новинку активно использовали, но были у этого устройства недостатки: собственно, авиационный расход топлива, возможность передвижения только по открытой просторной поверхности, невозможность преодоления крутых подъемов, невозможность преодоления водных преград. Позже от последней проблемы избавились - пропеллер стали устанавливать на лодку-сани, но маневрировать на таком снегоходом на высокой скорости стало трудно.
В последующее время был изобретен
снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления. Это автомобиль-вездеход на специальных больших мягких легких шинах (особо высокопрофильная резина), установленных на небольшой диск - так называемых пневматиках.
Первый
снегоболотоход появился не в уме инженера-конструктора а благодаря жителям севера. Северные рыболовы приспособили камеры от грузовика к мотоциклу. Камеры не позволяли
снегоболотоходу тонуть, а чтобы они не раздулись, их по всей окружности перетянули ремнями поперек. Вздутые места служили как грунтозацепы - колесо не скользило по снегу и гребло в воде. Но ехать на средней скорости при температуре -50, не спасала даже очень теплая одежда.
Поэтому на сертификацию попал другой образец, где и был утвержден как "
снегоболотоход". Это был инвалидный автомобиль на таких же колесах, получивший название "Нара-1".
Далее было множество разработок
снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления, неизменной оставалась конструкция - высоко посаженный кузов и широко расставленные по углам крупные колеса-пневматики. Эта идея оказалсь удачной, данная конструкция
снегоболотохода на сегодняшний день наиболее распространена.